21 августа 2020
«Винные окошки» Флоренции. Экскурс в историю
Сегодня наш разговор пойдет об архитектурном явлении, которое встречается только в одном из городов мира. Город этот находится в прекрасной, стране, славящейся и сегодня своим прекрасным климатом, солнечными пляжами и великолепным вином, производимом из самых лучших сортов винограда. Догадались? Конечно, это Италия. А город, где можно увидеть явление, о котором мы упомянули выше, называется Флоренция.
Само же архитектурное явление не имеет единого названия. Впрочем, любой из вариантов включает в себя ключевое слово, которое создает единый образ и неоднозначно намекает на то, что архитектурная составляющая этого явления не имела первостепенного значения, а вот его целевое назначение как раз и определялось этим словом. И слово это — «вино».
Исходя из этого, какое бы название мы не употребили, то ли «винное окно», «винная дверка» или «винное отверстие» — суть остается единой: по сути это была винная, как у нас говорят, «точка». Любой прохожий, неравнодушный к солнечному напитку, мог насладиться его вкусом, прямо на улице, просунув руку с монеткой в открытый проем, расположенный на уровне его талии, да еще и попросить плеснуть вожделенную жидкость в посудину, предусмотрительно захваченную с собой. И что важно, качество содержимого, наполнявшего посудину, не зависело от архитектурного оформления окошка, из которого его наливали.
Все дело в том, что виноделие было традиционным занятием жителей Флоренции, а также ее окрестностей, с древних веков. Все, у кого был хоть небольшой участок земли, выращивали виноград, который потом перерабатывался в вино. Вино, как и другие продукты, хранилось в погребах, располагавшихся, как правило, в цокольном этаже. Продавать готовое вино скупщикам за бесценок, чтобы они потом перепродавали его значительно дороже, было невыгодно. Это понимали и владельцы огромных палаццо, имевших обширные виноградники за городом, и те, кто зарабатывал на жизнь, производя небольшое количество вина. Тип торговли «из окошка», то есть непосредственно с места хранения товара, хоть и считался нелегальным, зато позволял избежать лишних налогов и трат, которые были неизбежны, например, при торговле на городском рынке (плата за место, плата продавцу и т.д.)
Как рассказывают источники, особенно активно этот вид торговли вином получил свое распространение во Флоренции в XVI веке после возвращения к власти семейства Медичи. Вариантов таких окошек, которыми активно пользовались и их хозяева, за определенную плату разливающие виноградный напиток, и те, кому вино продавалось, было много. Часть из них сохранилась до нашего времени. Правда, сегодня эти окошки являются, скорее, декоративным элементом, который напоминает об определенном историческом периоде. Многие отверстия такого рода были замурованы, сохранив только внешние очертания.
В период же активного их использования оформление окна было делом второстепенным и зависело, прежде всего, от достатка его хозяина, ведь главным все-таки была его функциональная составляющая. Такое окошко имело дверцу, и непременным его атрибутом являлось наличие молоточка, прикрепленного к ней. Стук молоточка возвещал появление очередного клиента. Торговая сделка происходила к взаимному удовольствию обеих сторон. О выгоде продавца мы уже говорили. Но и интерес покупателя тоже лежал в сфере экономии: такое же вино, купленное на рынке или трактире, стоило значительно дороже. А нежелание платить лишнее, как видите, было свойственно и людям, жившим несколько веков назад.
Более того, очень скоро владельцы «винных» окошек смекнули, что такой вид продажи можно распространить и на другие продукты, запасенные в закромах их хранилищ. Это позволяло, исключив целый ряд трудоемкий этапов, связанных с дополнительными затратами, увеличить собственный доход. Поэтому наряду с вином стала процветать торговля овощами, оливковым маслом, мукой, в общем, теми видами продуктов, которые предназначались для реализации. Но пополнение торгового ассортимента не отразилось на названии — в истории за окошками такого типа так и закрепилось название «винные».