24 июля 2018
Окна в романском стиле
Римская античная архитектура — неисчерпаемый кладезь архитектурных идей, которые стали предметом вдохновения для зодчих последующих поколений. Романский стиль — это стиль, который сложился как результат признания и восхищения архитектурными достижениями предшественников. Вряд ли это можно было назвать простым подражанием. Процесс творческого переосмысления наследия великих мастеров Римской Империи привел к рождению нового стиля, в котором самые яркие архитектурные идеи нашли свое продолжение и развитие. Свое название — романский — стиль приобрел только в XIX веке, скорее всего, как признание исследователями этой темы факта творческой преемственности. А вот сам стиль, черты которого постепенно стали проявляться не только в архитектуре, но и в других видах искусства, на целых два века
Для романского стиля характерны такие черты, как величественность и монументальность. Это достигалось грандиозностью размеров сооружения, увеличенной толщиной стен, наличием колонн, которые требовались для удержания тяжелого свода, получившего название крестовый. Благодаря такому решению свода (при его создании использовались клинчатые камни или кирпичи), образовывалось пространство для расположения большого окна в верхнем ярусе стены. Вообще, для этого стиля характерно трехъярусное членение стены. У каждого из ярусов было свое предназначение: на первом ярусе располагались полуциркульные арки, отделявшие главный неф от боковых. Второй ярус отводился для художественного оформления внутреннего пространства. Третий, верхний ярус, с которого была снята задача несущей функции, становился местом для дополнительных окон. Это успешно решало проблему освещенности внутреннего пространства собора. Узкие высокие окна придавали особое величие строению, подчеркивая устремленность всего сооружения вверх.
Как правило, постройки, выполненные в романском стиле, имели религиозное предназначение. Это церкви, монастыри, соборы. Они были призваны прославлять идею Бога, демонстрируя его недосягаемость и величие. В архитектуре романского стиля присутствуют все формы окна, которые с полным правом можно назвать классическими: круглые, прямоугольные, высокие арочные окна. К этому периоду относится и использование первых витражей.
Что касается светских сооружений, то этот стиль представлен феодальными замками, которые были способны играть роль крепости. Минимальное количество окон, их форма должны были воплощать идею безопасности: они были небольшими, более узкими с внешней стороны стены и расширяющимися внутрь, чтобы, с одной стороны затруднить попадание в них при штурме замка, а с другой стороны — использоваться в качестве бойниц при отражении нападения.
Возвращаясь к форме окон, следует упомянуть полуциркульные окна. Разновидностей окон такого типа было несколько (простое, двойное, ступенчатое полуциркульное окно, а также окно в виде трилистника, известное под названием веерное). Второй, третий и четвертый типы окон, в свою очередь, подразделялись на несколько видов, что расширяло возможности создания уникальных архитектурных сооружений.
В