31 мая 2016
Марокко. Тема восточного колорита в оформлении окон
Продолжая наши виртуальные путешествия по странам и континентам в поисках интересных зданий с не менее интересными окнами, мы сегодня отправимся в Марокко. Само это слово источает тончайший аромат пряных специй, от него веет жаром пустыни; а воображение рисует зыбучие пески, по которым медленно движется караван навьюченных верблюдов. Измученные долгой дорогой проводники мечтают скорее добраться до жилья, где можно укрыться от палящих лучей солнца и вдоволь напиться живительной влаги, которая так важна, чтобы жизнь продолжалась.
И пусть современные кварталы марокканских городов ничем не уступают по удобствам городам европейским, а по богатству и роскоши интерьеров, возможно, даже превосходят их; многие из путешественников отправляются туда, чтобы получить возможность прогуляться по узким улочкам старинных кварталов и насладиться экзотикой национального колорита. Одним из таких необычных городков является Шефшауэн, расположенный на склоне Рифских гор на северо-западе Марокко. Этот городок пользуется неизменным интересом всех туристов, путешествующих в поисках экзотических мест.
Городок сохранил особый жизненный уклад и средневековый облик (а основан он был в 1471 году) благодаря строгому запрету, который действовал на протяжении нескольких столетий, на посещение Шефшауэна иноверцами. Именно этот необычный облик и привлекает туристов больше всего. Его можно назвать голубой жемчужиной Марокко, так как вдобавок к непривычной для европейцев архитектуре построек добавляется еще и цвет большинства зданий: они окрашены в синий цвет, различающийся только степенью насыщенности.
Узкие извилистые улочки центральной части города пользуются особой популярностью. Так хочется примерить на себя жизнь, которая протекает за высокими глинобитными стенами домов, и хоть одним глазком увидеть происходящее за плотно закрытыми дверями, украшенными разными национальными орнаментами. Но даже немногочисленные окна, выходящие на сторону улицы, не оставляют никаких шансов осуществить это желание: окна надежно защищены витиеватыми металлическими решетками и расположены слишком высоко, скрывая все происходящее за их стеклами от посторонних взглядов.
Путешествуя по извилистым улочкам этой части города, начинаешь осознавать истинный смысл утверждения: мой дом — моя крепость. Собственно говоря, изначально эта роль и была главной на протяжении предыдущих столетий для построек подобного типа на всей территории, вошедшей впоследствии в состав государства Марокко. Дома намеренно строили без окон с внешней стороны, оставляя только небольшие отверстия под самой крышей для циркуляции воздуха. За толстыми стенами находились помещения, где можно было укрыться от нападения извне. Отсутствие окон, жилые и хозяйственные помещения, расположенные в форме круга, создавали максимальную безопасность не только для обитателей такого жилища, но и позволяли сохранить скот, являющийся основным богатством каждой семьи. В случае опасности скот загоняли во внутренний дворик такой мини-крепости.
В поздний период, когда наступили более спокойные времена, окна стали появляться и с внешней стороны дома, но, ставя во главу угла безопасность, они, как правило, были небольших размеров и с обязательными металлическими решетками. Сравнительно небольшие размеры окон, скорее всего, объяснялись еще и климатическими условиями: при очень жарком климате излишнее проникновение солнечных лучей чревато увеличением температуры внутри помещения, что было крайне нежелательно. Поэтому был найден оптимальный размер окон, совсем обойтись без которых не представлялось возможным, так как они являлись основным источником дневного света.
При современных возможностях (кондиционирование воздуха в помещении, наличие электрического освещения) эти ограничения потеряли свою силу, поэтому в наши дни окна встречаются самых разных размеров. При этом все же отдается предпочтение традиционным для Марокко формам — арочной или куполообразной. С внешней стороны окна часто оснащены высокохудожественно выполненными решетками, которые служат не только для защиты окон от постороннего проникновения внутрь, но и для их украшения.
Архитектура общественных зданий и домов, где проживали сильные мира сего, должна была поражать своим великолепием и внушать благоговейный трепет. Именно в этих традициях была задумана и возведена мечеть Хасана II (в конце ХХ века). Речь идет о проекте, который, как ни странно, был создан и осуществлен французским архитектором Мишелем Пинсо, не являвшимся мусульманином по своему вероисповеданию. Но это не помешало ему создать роскошный дворец в восточном стиле, поражающий воображение богатством и роскошью. Полы, например, изготовлены из золотистого мрамора, одного из уникальнейших видов этого камня, в сочетании с зеленым ониксом, колонны — из розового гранита, а хрустальные люстры — от лучших итальянских дизайнеров. И все это великолепие прекрасно уживается с самыми современными техническими возможностями (раздвижная крыша, пол с подогревом, лазерные прожекторы).
Окна этого восхитительного сооружения продуманы с учетом лучших национальных традиций и по форме, и по внешнему, и по внутреннему декорированию. Они еще больше усиливают общее впечатление великолепия, вызывая именно те чувства, которые и были призваны вызывать.
Окна современных зданий обладают тем же набором функциональных возможностей, что и окна, устанавливаемые в Европе. Возводя дома для себя сегодня, марокканцы не забывают о традициях, о своей любви к блеску и роскоши, отдавая предпочтение тем способам декорирования окон, которые помогают реализовать эту идею. Вот лишь небольшая часть возможностей, используемых для этой цели:
- Оконные рамы из дорогих пород дерева (при наличии достаточных средств) или имитации под дерево (при более ограниченных возможностях);
- Использование витражей с национальными рисунками, передающими, например, орнаменты традиционных плиточных узоров, которыми так славится Марокко;
- Декорирование окон огромными композициями из хрустальных элементов с полным или частичным заполнением стекла;
- Тщательный подбор оконных ручек;
- Дополнительное декорирование самих рам (например, рамы вполне могут прибрести цвет золота, могут быть украшены раскладкой такого же цвета).
Форма окна по-прежнему является важной частью, способной подчеркнуть национальный колорит. Если даже изменить форму окна не представляется возможным (например, квартира находится в современном доме с европейскими пластиковыми окнами), есть другой способ внести изменения во внешний вид, используя чисто декораторские приемы.
Завершая нашу маленькую экскурсию, мы надеемся, что теперь, путешествуя по миру, Вы будете обращать внимание и на окна — ведь ими можно не только любоваться, но и изучать историю, поскольку частью ее они и являются. А своими открытиями, мыслями и фотографиями, привезенными из путешествий, возможно, Вы захотите поделиться и с нами. А мы покажем и расскажем о них нашим читателям!