21 января 2016
Краткий экскурс в историю через французские окна
Франция. Даже от самого названия этой страны веет каким-то духом романтизма. Только вслушайтесь: Ф-Р-А-Н-Ц-И-Я, Ф-Р-А-Н-Ц-И-Я. Хотя ассоциации, возникающие при этом, у разных людей могут быть совершенно разные. Кто-то представит Елисейские поля, кому-то привидится Лувр, перед чьим-то взором раскинутся красоты природы Прованса, кто-то вспомнит свое путешествие в эту замечательную страну и окунется в негу воспоминаний. И пусть иногда наши знания об этой замечательной стране носят фрагментарный характер или даже формируют в нашем сознании не совсем верные представления, Франция остается для нас страной грез, страной, обладающей огромной силой притяжения, страной — сказкой, страной — мечтой.
Поэтому не случайно все, что связано с Францией, вызывает самый живой интерес, будь то французские духи, гравюры французских художников или, скажем, французские окна. Да-да, те самые французские окна, которые сегодня пользуются все растущей популярностью и в нашей стране. Правда, говоря о французских окнах, следует определиться в понятиях, оказывается, и здесь возможны разночтения.
Одна из наших заказчиц, строящая коттедж в Подмосковье, на предложение рассмотреть вопрос о французских окнах для ее дома, рассмеялась: «Вы что? Я же дом строю, а не дворец! Конечно французские окна с натуральными витражами — это предел совершенства! И готические храмы — это потрясающе! Эти окна, устремленные вверх, эта пламенеющая готика — это что-то восхитительное! А витражи Сент-Шапели в Париже? Я их видела собственными глазами, их красоту невозможно передать словами. Трудно представить, что в ХIII веке мастера уже были способны создавать такие шедевры! Но представить их в своем доме — нет в мире таких денег, которыми их можно было бы оценить!»
Не согласиться с оценкой витражного искусства эпохи Ренессанса во Франции просто невозможно. Оно бесценно! Непревзойденными шедеврами мастеров того времени они по праву считаются и по художественному замыслу, и по мастерству исполнения. Трудно даже представить насколько сложной и кропотливой была работа по созданию каждого витража: необходимо было подготовить кусочки стекла, окрасить их с помощью окислов меди и железа, обжечь, только потом, уже из готовых цветных кусочков собирать потрясающие произведения искусства, спаивая их между собой свинцовыми полосками. Вот уже несколько веков эти витражные окна, прославляя величие Господа, воспевают и талант людей их создавших.
Эти окна, являясь важной частью готического стиля, стали навсегда религиозным символом мироздания, своеобразным мостиком, раскинувшимся над двумя мирами: земным и небесным. А создателем этого стиля считается Сен-Дени Сугери, который был аббатом бенедиктинского монастыря во Франции. Так что наша заказчица не ошибалась — эти великолепные окна с полным основанием можно назвать французскими. Но...
Но, говоря о французских окнах, мы имели в виду совсем другие окна, которые, впрочем, тоже имеют достаточно длинную историю. Возможно, мы сами, не желая того, ввели нашу заказчицу в заблуждение, предлагая ей «французские окна», в то время как Европе для них существует другое название — «французские двери». Это название является более правильным, поскольку оконная конструкция, о которой идет речь, по сути является дверью, открывая выход в сад или на террасу, балкон.
Исторические данные свидетельствуют о том, что родиной таких «окон-дверей» является Прованс — одна из провинций Франции. И это легко объяснимо: теплый климат с обилием солнечного света, великолепные ландшафты, достойные кисти великих художников — с одной стороны, с другой — желание впустить больше света в помещение и стремление минимизировать барьер между помещением и природой.
Безусловно, первые конструкции из этого разряда разительно отличались от своих современных собратьев. И немудрено, ведь первые конструкции такого типа появились еще в VII веке. Состояли такие конструкции из большой рамы, изготовленной из прочного металла и двух створок, одна из которых либо распахивалась, либо сдвигалась относительно другой. Поскольку в тот период еще не производили стекла такого размера, то обшивались первые «двери» подобного рода, как правило, деревом.
Узкий высокий проем, который образовывался в результате открывания створки, пропускал в помещение значительно больше света и воздуха, чем привычный оконный проем. А с развитием промышленного производства стекла появилась возможность создания окна высотой в дверной проем, выполняющего одновременно роль окна и двери. Именно в этот период проявилась настоящая ценность подобной конструкции:
- Естественное освещение, поступающее через такое «окно-дверь», оживляло внутреннее пространство помещения весь световой день, наполняя его еще и солнечным светом;
- Свежий воздух при открывании створки свободно циркулировал в помещении, создавая комфортную атмосферу, насыщая ее свежестью и благоуханием цветущих растений;
- Красота окружающей природы отныне становилась как бы частью внутреннего пространства, естественной картиной, красота которой менялась в зависимости от времени суток, погоды и времени года;
- Небольшое дополнение конструкции — ставни (глухие или в виде деревянной решетки) стали не только украшением окна, но и позволяли регулировать проникновение в дом количества солнечных лучей в знойные летние дни.
Если говорить о конструктивной особенности французского окна (двери) в сравнении с обыкновенной оконной рамой, то вкратце можно охарактеризовать ее так:
- Это оконная рама, высота которой достигает размера дверного проема:
- Для этой конструкции характерно отсутствие вертикальной перемычки (импоста), что позволяет полностью открывать проем двери, не разделяя его на две части;
- Открывание возможно путем распахивания створок (в этом случае применялось штульповое соединение);
- Еще один способ открывания — сдвижной, створки в этом случае устанавливались на специальную раму, что позволяло им сдвигаться относительно друг друга.
Плюсы такой конструкции были очевидны, поэтому такие окна-двери довольно быстро нашли своих почитателей не только на юге Франции, но и в других странах с теплым климатом. Роскошная природа, обилие цветов, которыми принято украшать сады, дворики и окна, сделали их еще более привлекательными и желанными. Во Франции даже сложился стиль прованс (что-то очень близкое стилю кантри, но с ярко выраженным французским акцентом), где французские окна (двери) играют далеко не последнюю роль.
Дальнейшее развитие производства в целом и стекольной промышленности в частности привело к стремительному росту размеров оконных конструкций, расширяющих пространство и позволяющих любоваться панорамой за стеклом. Закономерность здесь самая прямая — чем больше окно (которое в наше время может занимать почти всю стену), тем объемнее панорама за ним. Поэтому такие окна стали называть еще и панорамными.
Желание перенести плюсы панорамного окна в городские квартиры привело к появлению конструкции «окно-дверь» в проемах, ведущих на балкон, который превращался в мини-сад, оформленный цветущими растениями. Конечно, основным критерием для установки такого окна являлся вид, который из него открывается. Мы сейчас имеем в виду привычный для нас балкон, на который можно выйти, чтобы подышать свежим воздухом или полюбоваться красотами городского пейзажа.
Но есть еще такое понятие, как французский балкон, история появления которого далека от романтичности, поэтому мы сознательно уклонимся от развития этой темы, чтобы не испортить общее настроение повествования. Французские окна (двери), безусловно, способны украсить и наши российские загородные дома, дачные домики, и привнести элемент новизны в городские квартиры, если, конечно, за окнами открывается панорама, способная усладить самый взыскательный взор.