1 июля 2015
Известный архитектор Виталий Ангаткин в гостях у «Оконного Континента»
Сегодня мы предлагаем очередную статью из нашей, ставшей уже традиционной, рубрики «Интервью с профессионалом». Почувствовав интерес наших читателей к этой рубрике, мы решили несколько расширить ее рамки. Дело в том, что до этого дня гостями нашей рубрики были профессионалы, работающие непосредственно в «Оконном Континенте».
Впервые у нас появилась возможность побеседовать с очень интересным человеком, так сказать, со стороны. На наши вопросы любезно согласился ответить Виталий Ангаткин — известный архитектор, автор огромного количества успешных, ярких и запоминающихся проектов.
Краткая справка: Виталий Ангаткин выпускник Московского архитектурного института (год выпуска — 1983). В его послужном списке работа в проектных институтах «ГПИ-2» и «ВНИПИЭНЕРГОПРОМ».
Последние годы его деятельность тесно связана с ООО «Старая изба» и с «Мастерской Виталия Ангаткина», где он и создает свои великолепные проекты. Являясь профессионалом высочайшего класса, Виталий специализируется на создании проектов жилых домов и зданий общественного назначения. Неизменно высокие оценки получают и проекты интерьеров, которые разрабатывает Виталий. Свою задачу он видит в том, чтобы «делать мир красивым». И ему это прекрасно удается. Познакомиться с работами Виталия можно на его сайте в интернете, а также в журналах «Идеи вашего дома» и «Красивые дома».
А теперь перейдем непосредственно к вопросам. Поскольку наш интерес лежит, прежде всего, в сфере оконного производства, большая часть наших вопросов, конечно же, будет касаться этой темы. Но нам не менее интересно мнение нашего гостя и по другим вопросам. Итак, приступаем:
Скажите, Виталий, с точки зрения архитектуры, имеются ли какие-то законы того, как окна должны появляться в здании?
Это скорее физический смысл. Освещать нужно там, где основные жилые помещения. Архитектурное проектирование — это знание методов. Каждый человек может взять карандаш и нарисовать квадратики, но в стены он их потом не превратит. Архитектура, как часть нашей жизни, это организация человеческой среды, пространства. Все, что не природа — это архитектура. Когда я проектирую дом, то я держу в голове, как планировки превратятся в объемы. Думаю, не про фасады, а про объемы. Есть такой спор у студентов начальных курсов МАРХИ, что первично — план или фасад, с чего начинать проектировать.
Как бы мы не встали, мы всегда видим дом в каком-то ракурсе. Вообще, в архитектуре, все подчинено эргономике человеку. Человеческий рост 2м, в среднем. И вся архитектура формируется, исходя из человеческого масштаба. Вот стол, к примеру, высотой 75см, стулья 45м. Были бы мы ростом 3м, вокруг все так же изменило бы свои размеры. Говоря про планировки, помимо некого синтеза планировочных и объемных решений, мы так же мыслим от исходных данных: размеры участка, север-юг, деревья, которые нужно сохранить.
А как влияют север и юг?
На Севере солнца не бывает никогда. Солнце встает на Востоке, идет через Юг на Запад. В наших краях вообще поднимается дальше Востока и заходит ближе Запада. То есть прямых лучей не бывает никогда на Севере, а Солнце ходит в нижнем секторе — вот так (рисует).
Поэтому мы должны стараться в ту часть (Север) располагать лестницы, санузлы, котельные, душевые. Если говорить про городские застройки, дома надо ставить так, чтобы солнце попадало во все квартиры, хотя бы по несколько минут в день.
Как вы думаете, что двигает людьми, которые в дома делают прямоугольные? откуда такой стереотип?
Наверное, потому что это, во-первых, технологично. Чем проще конструкция, тем надежнее. Если говорить про массовое строительство, то естественно нужно идти по пути упрощения.
А в архитектуре есть разные стили, которым характерны разнообразные окна. Например, в готике стрельчатые окна. В каких-то стилях часто встречаются арочные окна или с лучковым завершением. Есть стиль такой — модерн. Для этого направления характерны вообще окна криволинейных форм. То есть тут важны формы, характерные для каких-то стилей. А стили в архитектуре не случайно рождаются.
А что касается прямоугольных форм окон, тут тоже порассуждать можно. Например, человеческий глаз так устроен, что нам приятнее смотреть панорамно. Поэтому мне нравится, когда окна горизонтальные и «тянутые». Пусть они прямоугольные.
За вашу практику были окна, которые запомнились?
Мне запомнились диагональные окна, совпадающие и повторяющие углы наклона крыши. Мне показалось это уместным, хоть и необычным. Но почему-то от них отказываются и ставят обычные, как у всех. Тяжело говорить именно об окнах отдельно, я могу сказать про какие дома с окнами мне запомнились. Вот круглые окна. Я проектировал дома в стиле замков, делал там люкарные окна, круглые. Так же круглые окна логичны в Яхт-Клубах, к примеру. Архитектура сама по себе должна быть уместной, прежде всего. Так? Так! Есть понятие, которое выдвинул Ветрувий (Марк Витру́вий Поллио́н — римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист): Польза, прочность и красота. Польза, современным языком, это функция. Прочность — конструктивные решения. Красота — эстетическое решение.
А что такое красота?
Я это понятие не использую. Что такое красота? Одному нравится арбуз, а другому свиной хрящик. Есть понятие вкуса, есть понятие пропорций. Золотое сечение, функция Желтовского — это все условности. Что же теперь, всем с ума сойти и все делать в «золотом сечении»? Нужно просто развивать вкус.
Вот человек, выросший в Барселоне, и человек, выросший в Бирюлево. У них же разное понимание красоты?
Разное, но это не значит, что каждый, выросший в Испании, станет великим архитектором. Вот в Италии сплошные памятники архитектуры. Вот они традиции, они очень важны для архитектуры. У нас в России утрачены традиции. У нас конечно же есть великолепные произведения архитектуры, в основном они большие и относятся это к церквям. Они больше сохранились.
А у вас какая любимая церковь? По пропорциям, по внешнему виду
Церковь Покрова на Нерли, но это известная, понятно. Но мне очень нравится и Дмитровский Собор во Владимире. Он в этом же стиле, того же века. На нем около пяти тысяч львов, тоже белокаменный. Еще мне нравится деревянное русское зодчество. Здесь хочется отметить Никольскую церковь в городе Кондопога. Вообще, мне и избы нравятся по своей функции. Северные, огромные, там же крытый скотный двор. Двускатная крыша, люди живут, а в задней части скотина живет. Направо пойдешь — к животным, налево — к людям. Кроме того, в северных избах на вторых этажах жили. Потому что там снега наваливает по первый этаж. Ко второму этажу сделан накат из бревен, по которому лошади заходят. «Взвоз» называется. Двери в этих избах низкие, окошки маленькие, чтобы тепло не уходило. Избы строятся с точки зрения комфорта в тех условиях.
А окна в пол вам нравятся?
У меня часто заказывают огромные окна, окна в пол или по всей высоте дома. Даже в деревянных домах это можно сделать, если это опять-таки уместно. Это все индивидуально. Например, в белокаменной русской архитектуре, на белой стене могут быть маленькие бойницы. Размеры, форма, месторасположение очень индивидуально.
На этом придется сделать паузу. Нет, нет, вовсе не потому что наши вопросы закончились: нам еще очень о многих вещах хочется расспросить нашего гостя. Но, к сожалению, закончилось время, отведенное на интервью. Виталий — очень востребованный архитектор и его день расписан буквально по минутам. Но, прощаясь, Виталий пообещал, что при первой же возможности мы сможем продолжить наш разговор. Так что... продолжение следует.