19 декабря 2013
Его величество витраж
«Сказочно! Великолепно! Потрясающе!» — то тут, то там звучали восхищенные слова посетителей отдела витражного искусства ХV Международной выставки «Мир стекла», которая несколько дней назад проводилась в Москве. Они надолго застывали напротив стендов с витражами, дивясь разнообразию сюжетов, красочности и виртуозности исполнения представленных образцов.
К сожалению, далеко не все имели счастье любоваться этой красотой воочию, но практически все слышали слово «витраж». Да и немудрено, ведь все мы учились в школе и помним иллюстрации прекрасных дворцов, средневековых замков и, особенно, соборов, потрясающих воображение своей архитектурой и огромными витражами, придающими им величие и божественную красоту. «Умели же люди творить чудеса и создавать красоту!» — говорим мы сегодня.
Умели..., а мы продолжим — и умеют. Витражное искусство живо и сегодня. Более того, новейшие технологии, учитывающие современные потребности людей, шагнули и в эту область. Наряду с витражами Тиффани, собирающими витражи из отдельных разноцветных стеклышек по старинной технологии, появились новые технологии, позволяющие в наши дни быстрее удовлетворять растущий спрос на прекрасный вид продукции под названием «витражи». Мы сегодня хотим рассказать вам о технологии, которая используется для этих целей в нашей компании.
Аппликативная, или, как ее еще называют, пленочная технология изготовления витражей была разработана во второй половине двадцатого века в Великобритании, откуда постепенно стала перекочевывать в другие страны. Английская компания North Western Lead Co, возникшая еще в 1946 г., первой стала использовать специальные самоклеющиеся пленки для изготовления витражей. Именно эта фирма очень скоро стала основным производителем самых качественных и на сегодняшний день материалов, необходимых для создания пленочных витражей. Дальнейшее распространение этой технологии по миру проходило уже под названием «английская классическая технология»
Суть технологии заключается в следующем — на цельное стеклянное полотно по предварительно разработанному эскизу наклеиваются кусочки цветной витражной пленки. В результате этого на стекле возникает задуманный рисунок. Рисунок хорошо просматривается с двух сторон. Чтобы придать витражу большую эффектность и объемность, по контуру рисунка прокладывается оловянная протяжка. Протяжка наносится с двух сторон в случае, если витраж предназначен для окна, двери или любой другой стеклянной поверхности, где обе стороны являются лицевыми. Соответственно, если лицевая сторона — одна, то и протяжка наносится только на нее.
Безусловно, это достаточно упрощенная интерпретация данной технологии, да и вряд ли нашим читателям хочется вдаваться в технологические тонкости всего процесса. Важно другое — в результате всех этих действий и рождается он — его величество витраж.
Мы знаем, что всегда найдется знаток, который с пренебрежением скажет: «Пленочный витраж? Фи! Подлинный витраж — это витраж Тиффани!» Но мы-то и не собираемся спорить со второй частью этого утверждения: действительно витраж Тиффани изготавливается почти (ведь технический прогресс и здесь позволяет облегчить некоторые этапы длительного и кропотливого труда) так же, как это делалось столетия назад. И это здорово, что такие мастера и такие витражи существуют. Мы только «за!»
А вот с первой частью такого заявления мы категорически не согласны, потому что при всех своих неоспоримых художественных «плюсах», витраж Тиффани не всегда способен решить задачи, которые хотелось бы решить с помощью витража.
Поэтому мы сейчас поговорим о возможностях, открывающихся благодаря аппликативной технологии. Итак, используя аппликативную технологию можно создать витраж:
- на стекле любой формы (плоское, изогнутое), конфигурации и размера, а это в свою очередь делает область применения витражей практически безбрежной;
- на акриловом полотне с целью декорирования потолка, так как такой витраж будет значительно легче аналогичного, но выполненного на стекле;
- для установки его в стеклопакет, причем цельная стеклянная основа стеклопакета позволяет устанавливать такой стеклопакет, как в строго вертикальном, так и в наклонном положении, если это требуется по проекту;
- для установки, например, в двери, которые будут постоянно испытывать механические воздействия в процессе открывания и закрывания — витраж легко справится с таким испытанием, опять же благодаря прочности своей основы;
- с разной степенью заполнения рисунком — это может быть картина, занимающая всю площадь огромного стекла или небольшой фрагмент — например, маленькая изящная птичка, порхающая над цветком в одном из углов оконной рамы, или даже орнамент, обрамляющий стекло в виде рамки. Вариантов множество, и все они зависят непосредственно от потребности и вкусовых предпочтений заказчика;
- с разной цветовой гаммой — для создания витражей в настоящее существует большой выбор разноцветной витражной пленки, позволяющий передавать не только цвета и оттенки, но и добиваться, комбинируя фактуру пленки, уменьшения прозрачности стекла (если витраж будет исполнять, например, роль перегородки или двери шкафа-купе);
- на матовом стекле — это прекрасно решает задачу исключения прозрачности витража. При этом витраж не теряет своей художественной привлекательности с любой стороны, разве что с матовой стороны яркость цвета несколько приглушена.
- с протяжкой, цвет которой будет задан стилем витража или желанием заказчика: свинец, медь, золото и т.д.;
- с декоративными элементами — бевелями или марлбсами, которые способны придать витражу дополнительное изящество и блеск (в прямом смысле этого слова);
- в разных художественных стилях — это может быть и классика, и модерн, и арт-деко, и авангард, то есть тот стиль, который будет необходим заказчику для решения своих дизайнерских задач;
Наверняка среди этого списка есть пункт или пункты, которые станут для кого-то определяющими в решении о заказе витража для своей квартиры, дома, дачи, офиса, для того, кто понимает, что витраж способен украсить любое помещение и даже стать его «изюминкой». Тогда мы ждем вас в нашем офисе, чтобы обсудить — «изюминку» какого сорта вы бы хотели получить в результате.